Top.Mail.Ru
Госдума приняла закон об изменении воинского учета и едином реестре военнослужащих • ПризываНет
8 800 Показать номер
Бесплатная консультация

Госдума приняла закон об изменении воинского учета и едином реестре военнослужащих

Принятые поправки коснутся Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Изначально, еще в 2018 году, его внесли в Госдуму под другим названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Теперь же, благодаря переименованию, у Госдумы есть возможность менять этот закон и регулировать не только службу по призыву, но и любые другие вопросы, касающиеся всех военнообязанных.

В принятом законопроекте есть неточности и недостоверные данные. Например, упоминается Пенсионный фонд, который был ликвидирован с 1 января 2023 года и теперь входит в состав Социального фонда России. Также некоторые меры противоречат Конституции РФ. Действительно, депутаты очень торопились, и у них не было времени даже спокойно и внимательно прочитать все поправки на 80 листах. 

Депутат Госдумы от партии КПРФ Анастасия Удальцова сообщила MSK1.RU, что закон об электронных повестках никто из депутатов не успел прочитать, а также был нарушен регламент его принятия: «Его не внесли в систему обеспечения законодательной деятельности, сказали, через 10 минут внесут. При этом рассмотрение не отменили».

Законопроект долго дорабатывался, а поправки, по словам депутатов, опубликовали на сайте Госдумы незадолго до принятия закона. О скорости принятия поправок высказалась и депутат Нина Останина: «Но, чтобы принимать целый закон после того, как мы прослушали телевизионное интервью и за 2 часа, сидя в этом зале, посмотрели текст этого закона – вот такого еще не было на моей памяти и на памяти моих коллег.

Поэтому сегодня тот факт, что мы задавали вопросы, они касались не столько содержания самого законопроекта, сколько, как мне кажется, неуважительного отношения к нам, к депутатам. Так как после того, как законопроект будет принят в третьем чтении он перестает быть авторским, и все депутаты Государственной Думы несут ответственность за этот законопроект.

И когда наши избиратели спросят нас за содержание каждой статьи законопроекта, я не могу отвечать так же невнятно, как, к сожалению, не обижайтесь, Андрей Валерьевич, вы отвечали на наши вопросы и продолжаете отвечать: «Подойдите к нам, я вам объясню». Пожалуйста, объясняйте нам публично! Вы так торопились, что в этом законе в ч.4 ст.7 вы забыли, что у нас уже нет Пенсионного фонда. И завтра этот законопроект уйдет в Совет Федерации вот с такой досадной небрежностью и опечаткой.

Я думаю, что это неправильно абсолютно, потому что мы должны были иметь возможность внимательно изучить текст законопроекта, потому что первоначальный текст законопроекта содержал 56 страниц, поправки 80 страниц. Расширился сам предмет регулирования.

Понятно, что собирается единый реестр данных во всех органах власти, но при этом, где гарантии, что все эти данные не окажутся за пределами тех самых военкоматов, куда они должны поступить? Пожалейте военкоматы, вы видели в каком состоянии они находятся. До сегодняшнего дня работа военкоматов не налажена.

Вы ни слова об этом не сказали: об обеспечении материально-технической базы, укреплении кадрового состава военкоматов. Так как исполнение закона ляжет на них. Все, что касается военной службы должно приниматься пакетом! Ну сделайте хотя бы вид, что мы заботимся о наших гражданах, рассмотрите наши законы о том, чтобы принять отсрочки для многодетных отцов, для отцов детей-инвалидов, для единственных детей у родителей. Пусть это будет большой пакет законов и тогда граждане нас поймут».

Руководитель отдела правового сопровождения клиентов медицинско-правовой компании «ПризываНет» Бакуменко Клавдия сделала подробный обзор всех поправок.

Запрет на выезд за пределы РФ

В случае если призывник считается получившим повестку военного комиссариата, то на него налагается ограничение в виде запрета на выезд за пределы РФ до момента исполнения обязанности по явке.

Запрет касается только призывников.

Граждане, которые уже находятся в запасе и опасаются запрета на выезд, например, при призыве на военные сборы, могут не беспокоиться. 

Решение о применении временной меры принимается военным комиссаром и размещается в реестре воинского учета. Сам призывник сможет узнать об этом решении только через портал Государственных услуг. 

Обеспечительные меры явки по повестке

В случае если гражданин, состоящий на воинском учете, не является по повестке военного комиссариата без уважительных причин по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, к нему применяются обеспечительные меры. В отличие от запрета на выезд, меры применяются не только к призывникам, а ко всем лицам, состоящим на воинском учете. Гражданину могут:

  • запретить регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • запретить применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»;
  • приостановить регистрацию прав на недвижимое имущество;
  • ограничить право управления транспортным средством;
  • запретить государственную регистрацию транспортных средств;
  • отказать в заключении кредитного договора, договора займа.

Решение принимается военным комиссаром и размещается в реестре воинского учета. О принятом решении гражданин сможет узнать только через Госуслуги. Меры должны быть отменены военным комиссаром в течение суток с момента явки гражданина по повестке или подтверждения уважительных причин неявки. Также решение о принятии мер может быть обжаловано в призывной комиссии субъекта РФ или в суде.

Способы получения повесток военного комиссариата

Помимо классического способа получения повесток лично и под подпись, проект закона предполагает следующие способы:

  • электронный способ вручения повестки, при использовании которого она считается врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина;
  • направление повестки заказным письмом с уведомлением, при использовании которого повестка будет считаться врученной при наличии в уведомлении о вручении заказного письма отметки организации почтовой связи о доставке.

Проект предлагает считать вырученными повестки военного комиссариата по истечении семи дней с момента размещения их в реестре повесток, в случае если их не удалось вручить иными способами. Данная норма является крайне спорной, поскольку в отношении гражданина могут быть приняты обеспечительные и иные меры в случае, если вручить повестку ему не удастся.

Если гражданин отказывается от вручения повестки, она все равно считается врученной ему. 

Обязанности являться в военный комиссариат без повестки

Проект предлагает обязать являться без повестки в военный комиссариат в следующих случаях:

  • если призывник не получил повестку военного комиссариата в период проведения призыва на военную службу. Ему будет необходимо явиться в двухнедельный срок со дня начала следующего для него призыва для уточнения данных воинского учета. Правило будет работать для граждан, у которых законом предусмотрен один призыв, поскольку обязанность явки возникает только в призыв, предусмотренный для гражданина;
  • если призывник выезжает в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания. Правило может коснуться граждан с длительными рабочими выездами (вахта, навигация и т.д.).

Получение просроченной повестки

В случае если призывник получил повестку, но дата явки просрочена, он обязан либо явиться в военный комиссариат без повестки, либо сообщить о просроченной дате через портал Госуслуг. И первое, и второе может повлечь за собой получение повестки с актуальной датой. 

Приостановление реализации решений призывных комиссий

Проект предлагает внесение изменений в п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В действующей редакции пункт содержит положение о приостановлении реализации решения призывной комиссии в случае его обжалования. В редакции проекта пункт отсылает нас к разделу разделом V.1, который не содержит указания на приостановление реализации решения в силу закона. Вероятно, единственным законным способом приостановить решения призывной комиссии будут меры предварительной защиты при обжаловании его в судебном порядке.

Внесудебный порядок обжалования

Проект предполагает добавления в Федеральный закон от 28 марта 1998 года №53 нового раздела, регулирующего процедуру обжалования решений призывных комиссий, военных комиссариатов и комиссий по постановке на воинский учет. Авторы предлагают:

  • обжаловать все решения (даже военных комиссаров и комиссий по постановки на воинский учет) в призывные комиссии субъекта;
  • подавать жалобу либо через Госуслуги, либо в бумажном виде через МФЦ. Подача жалобы через военный комиссариат или непосредственно в призывную комиссию не предусматривается;
  • установить требования к форме и содержанию жалобы;
  • наделить призывную комиссию субъекта правом отказывать в рассмотрении жалобы, например, если жалоба подана повторно и по тем же основаниям или по ней ранее был предоставлен отказ;
  • при отмене решений призывная комиссия субъекта РФ может принять иное решение, даже если первоначальное было вынесено военным комиссаром или комиссией по постановки на воинский учет. 

Воинский учет без явки в военный комиссариат

Проект предполагает ряд изменений в процедуры воинского учета:

  • постановка и снятие с воинского учета будет осуществляться путем внесения изменений в реестр воинского учета. Процедура может быть осуществлена в электронном виде без явки в военный комиссариат;
  • первоначальная постановка на воинский учет может быть осуществлена без явки в военкомат, однако документ воинского учета будет выдан только после личного посещения военного комиссариата;
  • сообщать об изменении семейного положения, места работы (учебы), должности и изменении места жительства можно будет через портал Госуслуг;
  • зачислить в запас гражданина смогут также без его личной явки в военный комиссариат, однако документ воинского учета он сможет получить только после посещения военкомата.

Информационное обеспечение воинского учета

Предложенные изменения могут работать только при условии цифровизации военных комиссариатов.

Проект закона предлагает создать для этого специализированный государственный информационный ресурс.

Ресурс будет включать в себя реестр воинского учета и реестр повесток. В информационный ресурс будут попадать данные от:

  • работодателей граждан, подлежащих воинскому учету;
  • органов внутренних дел (данные о регистрации граждан и данные о наличии или отсутствии судимости);
  • ФНС (сведения из Единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, а также из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния);
  • органов дознания и предварительного следствия (данные о возбуждении или прекращении уголовных дел);
  • судов (данные о вступивших в законную силу приговорах);
  • ПФР и ФСС (сведения о признании граждан инвалидами);
  • органов государственной власти субъектов РФ и медицинских организаций (сведения о состоянии здоровья граждан, подлежащих воинскому учету);
  • образовательные организации и Министерство Просвещения (сведения об обучающихся гражданах, в том числе об имеющих право на отсрочку);
  • ЦИК (сведения об избираемых и избранных гражданах).

Когда изменения вступят в законную силу?

Проект предполагает вступление поправок в силу со дня официального опубликования. До начала эксплуатации государственного информационного ресурса изменения осуществляются без использования информационных ресурсов. Каким образом будет происходить отправка электронных повесток или удаленная постановка на воинский учет, не уточняется. Вероятно, все изменения, касающиеся электронных ресурсов, не будут применяться. 

Единый реестр военнослужащих

Госдума также окончательно приняла закон о едином реестре военнослужащих. Военкомат будет получать данные о военнобязанных от ФНС, МВД, ЦИК, Минпросвещения и даже обычных медицинских клиник. 

В России сегодня наступила новая цифровая реальность: уклонист теперь не продаст машину или квартиру по доверенности, военкомат будет знать даже про ваше иностранное гражданство, а удаление профиля в Госуслугах не спасет от повестки.

Телеграм-канал Ксении Собчак «Кровавая барыня» подготовил интересную хронологию с цитатами, как власти отрицали использование электронных повесток и рассмотрение нового законопроекта: 

  • 31 марта (за день до старта весеннего призыва) замглавы комитета Госдумы по обороне Швыткин неосторожно заявил, что рассылка электронных повесток будет приравнена к их личному вручению — в таком случае удалившие аккаунт на Госуслугах считались бы уклонистами;
  • в тот же день Госуслуги отключили функцию удаления профиля, а вечером Минцифры объяснили это «участившимися взломами личных аккаунтов». Короче, во всем виноваты мошенники, новая мобилизация тут ни при чем, удалить аккаунт можно в МФЦ, и уклонистом вы от этого не станете;
  • а на бедолагу-депутата Швыткина весь день нападали его коллеги — Хинштейн, Клишас, Картаполов и Бондарев — упорно отрицая, что электронные повестки будут равны бумажным.

Цитаты

Глава комитета Госдумы по обороне Картаполов: «В законе нет никаких повесток через Госуслуги. Такого нет». 

Сенатор Клишас: «Я таких норм закона не знаю. Возможно, уважаемый коллега депутат Швыткин так и считает — но закона такого нет. Порядок вручения повесток — прежний». 

Депутат Хинштейн: «Во-первых, закон не обязывает гражданина иметь запись на Госуслугах. Во-вторых, человек вправе, как завести запись, так ее и удалить в любой момент. Никакой ответственности за это нет и не предвидится». 

Сенатор Бондарев: «Нет других способов обязать явиться в военный комиссариат, кроме вручения повестки лично в руки под подпись».

Вас также может заинтересовать:

Поделиться в соцсетях

Поделиться в vk
Поделиться в telegram
Поделиться в odnoklassniki

Похожие новости:

Обратный звонок
Telegram